1. Письменно в тетради проанализируйте рассказ И.Бунина "Чистый понедельник"

1. Прочитайте рассказ, прокомментируйте название. Чем ознаменовался в жизни героев Чистый понедельник?

2. Охарактеризуйте главных героев рассказа.

3.Отметьте в рассказе временные пласты -прошлое, настоящее, будущее (приведите примеры).

5. И.А. Бунин считал, что любовь-всегда "счастье в муках". Докажите (или опровергните) это утверждение на примере любовной истории героев рассказа "Чистый понедельник".

6. Чем заканчивается рассказ? Как вы понимаете финал произведения?

2. Составьте таблицу биографии о жизни и творчестве А.И.Куприна (в тетради)

Прочитайте повесть "Гранатовый браслет"

Произведение "Гранатовый браслет" основывается на реальных событиях. Один телеграфный чиновник был безответно влюблен в жену российского губернатора. Как-то раз он подарил своей любви простую цепочку. Сын женщины говорил о том, что этот случай был курьёзным и анекдотичным. Но сам Куприн превращает данное событие в трагическую историю любви. Под его пером подаренная цепочка превращается в гранатовый браслет. Главной героиней рассказа была получена и другая драгоценность - серьги из жемчужин. Жемчуг с древности всегда означал духовную чистоту, а с другой стороны, он являлся символом плохого предзнаменования. Именно этим недобрым предзнаменованием и наполнен рассказ.

Из писем Куприна читатель узнаёт прототипов героев повести. Прототипом Желткова является простой чиновник Желтиков, князя Василия Шеина - член Государственного совета Любимов, княгини Веры Шеиной - его супруга Людмила, Анны Николаевны - Елена Ивановна Нитте, сестра жены. Все события в рассказе развиваются медленно. Неспешно люди готовятся именинный обед, лениво собираются гости. Тут на страницы произведения входит любовь. Она стала большим счастьем и наполняла жизнь чиновника Желткова смыслом. Тема любви придает произведению значительность. При её появлении повествование меняет свою эмоциональную окраску. В первый раз произведение Куприна вышло в свет в 1911 году. После прочтения Максим Горький очень похвалил Куприна в своих письмах. Он писал о том что "Гранатовый браслет" - это начало хорошей литературы и превосходная вещь.

Письменно ответьте( в тетради) на вопросы по повести:

1. Сравните Веру и Анну. Счастливы ли они? Почему вы так решили?

2. Расскажите о князе Шеине, Николае Николаевиче, генерале Аносове. У них успешная карьера, прочное положение в обществе. Счастливы ли эти герои?

3. В чём смысл историй о любви, рассказанных генералом Аносовым? В чём причины несчастья во всех трёх историях?

4. Почему именно генерал Аносов чувствует прежде всех иной масштаб переживаний и духовной жизни Желткова?

5. Что “не так” делают, говоря словами Веры, Николай Николаевич, Василий Львович и она сама? Что “так” делает один Желтков?

6. Как меняется Желтков за “семь лет безнадёжной и вежливой любви”? Расскажите о “трёх шагах” Желткова в последней попытке объясниться — с Шеиным, с Верой и, наконец, со всеми (своим уходом).

7. Как соотносятся образы генерала Аносова и мелкого чиновника Желткова, ни разу не встречавшихся? Образы Пушкина и Наполеона — “великих страдальцев”?

8. В чём, по-вашему, состоит роль эпиграфа и кольцевой композиции в теме Largo Appassionato из Второй сонаты Бетховена (соч. 2), сопряжённой с темой истинной любви и истинной жизни?

9. Проанализируйте мотивы розы, письма, символику детали (браслет — дар Желткова, серьги — дар Шеина), жеста, цифр. В чём их роль в повести?

10. Как можно истолковать финал повести?

3. Что общего ив чем разница между произведениями о любви Бунина и Куприна?

4. Составить таблицу биографии о жизни и творчестве А.М.Горького.

Прочитать рассказ "Старуха Изергиль" Проанализируйте легенды о Ларре и Данко. В тетради отобразите таблицу:

Образы Данко и Ларры в рассказе М. Горького

Критерии

Данко

Ларра

1) Отношение

к людям

«Он любил людей и думал, что…без него они погибнут» [2:47] 

Презрительно-высокомерное («…кроме себя, не видит ничего… У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого») 

2) Толпа - герой

«Дружно  пошли все за ним – верили в него» «…в злобе и гневе обрушились на Данко… и стали упрекать его в неумении управлять ими…» [2:46]  

Открытое противостояние («А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше…»)  

3) Отличительная черта характера

Альтруизм 

 

 

Чрезмерная гордость, полная свобода действий 

4) Отношение      к жизни

Кто ничего  не делает, с тем ничего не станется.

 

 

«У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого…И вот он стал жить, вольный, как птица.» [2:35] 

5) Легенда и современность

 

 

 

 

 

Что имеется ввиду? 

Актуальность образа?

6) Поступки, совершаемые героями

Подвиг, саможертвование жизнью во имя спасения людей («разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце…»)

Преступление, убийство той, что отвергла сына орла 

 

7) Авторская оценка героев

 «гордый смельчак Данко», великое горящее сердце Данко.

«Красивый и сильный», «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». «Он был ловок, хищен, силён, жесток… И нет  ему места среди людей.» [2:35] 


Напишите (в тетради) сочинение-миниатюру, выбрав одну из тем: «Можно ли назвать Данко героем?», «Какого человека можно назвать красивым?», «Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?»

Русский язык:

Работаем с учебником русского языка В.Ф.Греков, С.Е.Крюков,Л.А.Чешко. Изучить параграф 40, письменно в тетради выполнить упр 214,215,217, 218,218,219,220. Параграф 41 изучить, письменно упр 223,225,228.

Имя прилагательное (параграф 42), письменно упр231, 233, 234,235. параграф 43, упр 236, 237, 238.

 Прочитать.Написание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от существительных Если прилагательное образовано от существительного с помощью суффиксов -ан-, -ян-, -ин-, то эти суффиксы пишутся с одной буквой -Н-, например: песок — песчаный пляж; рожь — ржаной хлеб; береста — берестяное лукошко; серебро — серебряный крестик; осёл — ослиный крик; соловей — соловьиное пение. Обратим внимание, что коренное «н» пишется в прилагательных: зеленый синий румяный юный пряный пьяный рьяный единый свиной бараний тюлений вороний кабаний павлиний и др. притяжательных прилагательных с основой на букву «н». Запомним написание слов-исключений: олово — оловянный дерево — деревянный стекло — стеклянный Прилагательные образуются от существительных с помощью суффиксов -онн- и -енн-, например: лекция — лекционный курс; станция — станционное здание; клятва — клятвенное обещание; бритва — бритвенный прибор. Качественные прилагательные с суффиксом -енн- могут выражать большую меру признака: толстенный фолиант тяжеленный мешок широченный пояс высоченный баскетболист здоровенный мужчина. Исключение составляет слово «ветреный» (день, человек, приятель). Однако приставочные образования этого прилагательного пишутся с -НН-: безветренный подветренный наветренный обветренный проветренный заветренный. С -НН- пишутся прилагательные, если суффикс -н- присоединяется к основе существительного, заканчивающейся тоже на «н»: осень — осенний день; длина — длинные тени; балкон — балконные перила; цена — ценный камень; кухня — кухонный комбайн. В прилагательных, которые образованы от существительных на -мя, напишем -НН-, так как они образованы от основы косвенных падежей этих существительных, оканчивающейся на «н», например: время — нет времени — времен-н-ой; темя — вид темени — темен-н-ой; имя — зову по имени — имен-н-ой; семя — много семени — семен-н-ой. Написание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от глаголов Чтобы выбрать написание -Н- или -НН- в прилагательных, образованных от глаголов, определяем вид глагола. Если производящим является бесприставочный глагол несовершенного вида (что делать?), то отглагольное прилагательное пишется с -Н-, например: грузить — гружёный вагон; сеять — сеяная мука; плести — плетёная корзина, метить — меченый атом; точить — точёная ложка. Наличие приставки не- и полу- не меняет написания прилагательного: носить — ношеный — неношеный костюм, ранить — раненый — нераненый солдат, грузить — гружёный — полугружёный самосвал. У таких слов в предложении не должно быть зависимых слов. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Поинтересуемся, как отличить отглагольное прилагательное от причастия. Сравним: Плетёная корзина полна румяных яблок. Плетённые дедушкой корзинки были нарасхват на базаре. Если же производящим является глагол совершенного вида (что сделать?) с приставкой, то прилагательное имеет в написании -НН-, например: растерянное лицо обиженный вид умеренный климат усиленное питание уверенный тон отчаянный крик возвышенный стиль. В прилагательных, имеющих в морфемном составе суффиксы -ова-/ева-, -ирова-, пишется -НН-: прессовать — прессованный; взволновать — взволнованный; рисковать — рискованный; очаровать — очарованный; никелировать — никелированный; натренировать — натренированный; иллюстрировать — иллюстрированный. Обратим внимание на написание бесприставочных глаголов «кованый», «жёваный», «клёваный». Правописание -Н- и -НН- в кратких формах прилагательных Краткие формы прилагательных сохраняют написание -Н- или -НН-, которое существует в их полных формах. Сегодня погода очень ветрена. Его лицо обиженно и растерянно. Девушка тактична и воспитанна. Алгоритм определения написания -Н- или -НН- в прилагательных Чтобы правильно написать прилагательное с -Н- или -НН-, выясним сначала его форму, полную или краткую. Затем определим, от существительного или глагола образовано рассматриваемое слово.  Если производящим является существительное, обращаем внимание на его основу и суффикс, с помощью которого образовано прилагательное. Если прилагательное является отглагольным, выясняем вид глагола, обратив внимание, есть ли приставка в его морфемном составе, а также учитываем словообразовательные суффиксы. Схематично алгоритм определения написания -Н- или -НН- в именах прилагательных и причастиях выглядит так: Определим, в какой форме стоит прилагательное: полной краткой Две буквы в окончании (красивая) Одна буква в окончании (красива, красив) Выясним, от какой части речи образовано слово: от существительного или от глагола. Полная форма Прилагательные от существительных Прилагательные от глаголов ( причастия) -Н- -НН- -Н- -НН- -ан, -ян, -ин лев - львиный соль - соляной кожа - кожаный ! Стеклянный оловянный деревянный -онн, -енн революция - революционный листва - лиственный ! Ветреный Но - безветренный без приставки мороженый сом (от морозить) с приставкой замороженный сом Н+Н = сон+ный НО! юный, румяный, свиной, пряный, пьяный, поганый, зелёный, синий. К первообразным также относятся слова: единый, фазаний, вороний, бараний, сазаний, тюлений, павлиний, багряный, рьяный, буланый. не, полу... не считать! немороженый полумороженый зависимое слово мороженный мамой сом МЯ = енн временный (время) суф. -ова-, -ева-, -ирова- маринованный асфальтированный ! кованый, жёваный, клёваный ! желанный, нечаянный, нежданный, негаданный Краткая форма Значение действия (что сделаны?) - "Н" воспитаны отцом, взволнованы бурей Значение признака (каковы?) - см. на полную форму: сколько "н" в полной, столько и в краткой. Они воспитанны и образованны (воспитанные и образованные). Письменно выполнить упр 239,240, 241, 242, 243.